Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?












































График работы:

Пн-Чт с 8:00 до 19:00
Пт с 8:00 до 16:00
Сб с 9:00 до 13:00

Исслед. работа об учителе-фронтовике Н.Ф. Санькове

Краевой форум юных исследователей Красноярского края 
«Молодёжь и наука»


Секция: История


Тема работы: Профессиональная деятельность и творчество 
Никифора Фёдоровича Санькова


Выполнила: Сафина Анастасия Сергеевна
Ужурский район, г. Ужур, МБОУ ДОД

«Ужурский районный центр

дополнительного образования детей», 8 класс
Руководитель:    
Ярышкин Василий Михайлович –

руководитель историко – краеведческого

объединения «Юные экскурсоводы»

краеведческого музея «Оберег» ЦДО


Ужур 2014


Введение


К углубленному изучению этой проблемы меня привело несколько обстоятельств, которые связаны с посещением мною историко-краеведческого объединения «Юные экскурсоводы». Несмотря на то, что в объединении я занимаюсь совсем недавно (с сентября 2013 года) тема исследования жизненного и творческого пути моего земляка и поэта была  выбрана неслучайно. В ноябре прошлого года я присутствовала в моей школе на музейном уроке, на котором я узнала об ужурском поэте Никифоре Фёдоровиче Санькове (Фото №1, Приложение 1) и о книге, готовящейся к печати. Она посвящена его жизни и содержит его произведения. Эпиграфом к этой книге стали строки из стихотворения Н. Санькова:
«Любил безмерно мать-Россию,
Мечтал, что буду знаменит.
Всю жизнь ей посвящал стихи я,
И умер, Родиной забыт…»
Эти строки произвели на меня неизгладимое впечатление. Кроме того, моё внимание как исследователя привлекла незаурядность личности этого человека.
Актуальность исследования.
Я считаю, что в настоящее время крайне важно знать биографию моего земляка, который мог бы внести определённый вклад в творческое наследие района, будучи, оценённым по достоинству. Поэтому я решила, что нужно как можно больше узнать об этом человеке, познакомиться с людьми, которые были лично знакомы с ним, получив из первых уст ценные свидетельства об ушедшем не так давно из жизни поэте и участнике ВОВ. Я уверена, что, собранный нами с их помощью материал, поможет моему читателю лучше познакомиться с нелёгкой, но интересной судьбой Н.Ф Санькова. Изучение его жизненного и творческого пути должно привести нас к пониманию, что произведения поэта, прославлявшего свою малую Родину (место, откуда он родом и место, где жил) и природу родных мест, не могут быть забыты. Стихи Никифора Фёдоровича, как знатока словесности, должны привлечь интерес учителей, стремящихся привить своим ученикам навыки грамотного использования родного языка в общении, обогатить их словарный запас. Его фронтовая лирика особенно важна, в связи с приближением 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. А его мастерство должно и сейчас служить примером всем поэтам-патриотам родной Сибири.
Объектом исследования является жизненный путь Н.Ф. Санькова по воспоминаниям его близких, знакомых и коллег и на основе сведений из архива Ужурского краеведческого музея.
Предмет исследования: творческая и профессиональная деятельность поэта-фронтовика Никифора Фёдоровича Санькова.
Цель исследования: описание профессиональной и творческой деятельности Н.Ф. Санькова на основе воспоминаний его близких, знакомых и коллег, сведений из архива музея.
Задачи:
1)    Составить список информаторов по исследуемой теме.
2)    Составить паспорт интервью и подготовить опросные листы на основе имеющихся данных.
3)    Организовать и провести интервью.
4)    Систематизировать и проанализировать документальные данные и материалы интервью, полученные от информаторов.
5)    Изучить поэтическое творчество Н.Ф. Санькова и подобрать стихи для включения в работу.
Хронологические рамки этой работы охватывают годы жизни Н.Ф. Санькова (1919 – 2001 гг.). Территориально исследование затрагивает Томскую область, где прошли первые годы жизни Н. Санькова; места действия военных операций Великой Отечественной войны, в которых принимал участие наш земляк; г. Томск, где он получал высшее образование и г. Ужур, ставший родным на большую часть его жизни, на кладбище которого он похоронен.
Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных результатов  не только на занятиях краеведческого объединения «Юные экскурсоводы», но и при проведении музейных уроков для школьников нашего района. Так же поэмы и стихи Н.Ф. Санькова о войне и природе должны выступить в качестве способа формирования патриотизма и преданности по отношению к Родине у посетителей таких экспозиций музея, как «Комната боевой славы Ужурского района». Содержание основной части работы, построенной на воспоминаниях и свидетельствах очевидцев, может применяться в школе на занятиях по литературе и истории Красноярского края.
Новизна исследования темы заключается в её недостаточной изученности. Это объясняется тем, что ранее никем не ставилась задача узнать больше о моём земляке с помощью биографического исследования. Краткое описание жизнедеятельности Н.Ф. Санькова имеется в книге «Своё перо я прикрепил к штыку!», составленной в 2009 году членом литературного объединения «Ужурские зори» Петром Дмитриевичем Небылициным. Некоторые сведения, использованные нами, нигде ранее не публиковались, так как были собраны в ходе интервью с людьми, знавшими Н.Ф. Санькова лично. В ходе исследования нами так же использованы первоисточники, то есть машинописные сборники стихов, изготовленные самим поэтом при жизни, но так и не дошедшие до массового читателя.
Методы исследования, которыми я пользовалась при написании работы, являются общепринятыми.
Эмпирические: наблюдение, описание.
Теоретические: анализ, обобщение.
Специальные: социологический (беседа, интервью), биографический.
Приёмы работы с материалом, использованные мной в ходе исследования: цитирование и конспектирование.
Итак, в ходе исследования, опираясь на собранный нами материал, я постараюсь изложить в своём исследовании описание жизненного пути, профессиональной и творческой деятельности моего земляка, поэта, участника Великой Отечественной войны Никифора Фёдоровича Санькова. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.

Начальный этап биографии Н.Ф. Санькова
Ранние годы жизни


«Никифор Федорович Саньков родился 1 июня 1919 года в деревне Кольцовка Муромцевского района Омской области» сообщается в статье П.Д. Небылицина, опубликованной в газете «Сибирский хлебороб» от 8 августа 2013 года (Копия документа №1, Приложение 5).
По воспоминаниям внука Никифора Фёдоровича – Дмитрия Сергеевича «…Родители деда были крестьянами. Отца звали Фёдор Матвеевич, мать – Пелагея Лаврентьевна. В браке у них родилось трое детей: старший брат – Николай, сестра – Татьяна. Младшим братом был Никифор. Семья по меркам того времени считалась довольно зажиточной. В хозяйстве отца имелось 5 лошадей. Самым сложным был довоенный период. Страна после революционных потрясений восстанавливалась. Из детства ему больше всего запомнилось, как он ходил на рыбалку с ребятишками, как, будучи маленьким, поймал язя – редкую такую рыбу. Летел домой – матери показать. Жили они бедно, всё равно. Случалось, иногда голодали. Приходилось рыбачить, в лес ходить, грибы и ягоды собирать. Имели естественное, натуральное хозяйство – кур, поросят.
Сестра Никифора Фёдоровича – Татьяна Фёдоровна описывала отца как человека крепкого телосложения, коренастого. По характеру прадед Фёдор был трудоголик. Он вставал рано и сразу шёл что-то делать. Спать ложился, когда уже солнце закатилось. Мать была высокого роста, крепкая женщина. Всю жизнь проработала. Тогда ведь с ранних лет начинали трудиться. С 12 лет она уже работала в крестьянском хозяйстве».
Старший брат Николай рано умер из-за воспаления аппендицита. Поэтому все трудности, связанные с ведением хозяйства легли на младших членов семьи. Младший сын Никифор с детства рос, приученный к труду. В редкие минуты отдыха, он любовался красотой тех мест, где родился.
По словам Дмитрия Сергеевича Санькова «очень красивая деревня там была. Она находилась в лесостепи. Мальчик любил ходить на речку ловить рыбу, ходить по лесу, собирать грибы». «…Любил лошадей купать ездить. Самое интересное было что? Сделать деревянное колесо на проволоке и по деревне носиться. Либо вечером: коня расседлаешь и в речку, купать его».
На вопрос внуку: «Что сформировало предрасположенность Никифора Фёдоровича Санькова к творчеству?» мы получили ответ: «Это всё природный фактор. У него была наклонность. Он с детства начал рифмовать слова. Никто это ему не пытался привить. И родители не пытались. Потому что тогда, было проблемой книжку какую-нибудь найти и прочитать, со стихами. То есть, такой период был сложный».
Действительно, достаточно большая часть творчества моего земляка посвящена родной природе, так как именно она повлияла на интерес мальчика к стихосложению. В своих первых стихах Никифор писал о своём детстве, о том, как они с друзьями гуляли по ночам, жгли костёр.
В годы коллективизации, вся семья была подвергнута раскулачиванию и сослана в Томскую область. Обстоятельства того события нам не удалось выяснить. Внук поэта объяснил, что по причине внезапной высылки ни один оригинал тех стихов, что были написаны им в детстве, не сохранились, как и дневниковые записи довоенного времени. Еще, будучи молодым, Никифор Фёдорович свои ранние произведения восстанавливал по памяти.
Как только родители обосновались на новом месте, в селе Воронино-Пашня, началось обучение детей в средней школе. Судя по тому, что начальное образование Никифор получил в этом же селе, в школу пошёл он поздно – в 10-11 лет. С раннего возраста и брат, и сестра стремились к познанию наук. Сестра - Татьяна впоследствии преуспела в изучении математики и геометрии, окончила два высших учебных заведения и работала в Ужуре учителем до ухода на пенсию. Своё обучение в школе Никифор продолжил и после окончания 8 классов. После окончания 10 классов в родном селе, он планировал связать свою жизнь с приобретением профессии педагога и реализацией мечты стать известным поэтом. Но неожиданно грянула Великая Отечественная война.

Фронтовая биография и творчество Н.Ф. Санькова в годы
Великой Отечественной войны


После окончания школы в сентябре 1939 года Никифор был призван Томским РВК для прохождения военной службы и со своим призывом ушёл служить в армию. С 19 октября 1939 года началась военная биография Н.Ф. Санькова. За шесть с половиной лет, что он отслужил в Вооружённых силах, пришлось повидать многое. По сведениям из Красноармейской книжки, хранящейся в музее (Копия документа №1, Приложение 2) первоначально служил сибиряк в 172-м артиллерийском полку. В марте 1940 года переведён в состав 127-го артполка, а с ноября этого же года в 152-й артиллерийский полк. Оконченное полное среднее образование позволило ему начать службу в звании ефрейтора. Должность, которую он занимал – наводчик 176-мм орудия была очень востребована, так как требовалось вести точный расчёт на дистанцию, а для этого было необходимо острое зрение и хорошие математические способности. Обеими качествами ефрейтор Саньков обладал в полной мере.
Никифор Фёдорович принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне. Воевал в составе действующей армии, испытал на себе все тяготы боевых походов, участвовал в успешных военных операциях. С началом войны специальность наводчика-артиллериста пригодилась на фронте. Как сообщает внук Никифора Фёдоровича, его дед даже имеет награду за подбитый танк.
После болезни, перенесённой на одном из фронтов, Никифор Фёдорович потерял лёгкое. В марте 1942 года по состоянию здоровья был переведён в строевую часть военного штаба артиллерийского полка. Продолжал служить в должности писаря-чертёжника. В его обязанности входила корректировка карт военных действий.
Боевое крещение молодой артиллерист получил в июле 1942 года под Сталинградом в составе Воронежского фронта. За участие в этих боях указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1943 года (Копия документа №2, Приложение 2) он был награждён медалью «За оборону Сталинграда». С сентября 1943 года, уже, будучи в звании гвардии сержанта, мой земляк участвовал в боях на южном направлении Курской дуги. В составе 161-го гвардейского полка артподготовки Степного фронта принимал участие в военных операциях по освобождению Белгорода и Харькова, форсировании Днепра, освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. 
О географии и важности боёв говорят и другие награды Никифора Фёдоровича – «За освобождение Будапешта», «За отвагу», «За боевые заслуги».
Некоторыми интересными фактами из фронтовой жизни со мной поделился его внук: «Вся страна тогда работала с призывом «Всё для фронта, всё для победы!». Конечно, не хватало ни продовольствия, ни одежды, ни обмундирования. Поэтому, условия, в которых они воевали, были тяжёлыми. Как он рассказывал, жили они в землянке, лампадки из снарядов делали для подсветки. Рассказывал, о том, как непосредственно перед окончанием войны они под Берлином уже были, в каком-то городке, как уже фриц бежал. В любой дом зайди, он бросал оружие. Из интересных фактов, дед рассказывал о том, как ставили самогон в гильзы для снарядов. Много рассказывал о друзьях фронтовых. Многие из них погибли».
В мае 1945 года после окончания военных действий продолжал нести службу в составе 41-й Красноградской Ново-украинской пушечно-артиллерийской бригаде. Исполнял обязанности секретаря партийного отдела и делопроизводителя.
Молодой, улыбающийся артиллерист смотрит на нас с фотографий военного времени, предоставленных музею внуком (Приложение 3). Глядя на них, поневоле задумаешься, чему научила совсем ещё юных ребят та страшная война. По воспоминаниям внука, уже в преклонном возрасте, дед часто приговаривал: «Я – старый солдат!». В своём дневнике (хранится в музее) Никифор Фёдорович  писал: «Моя любовь к Родине здесь в сердце, в крови, и не показная, а впитанная с молоком матери» [Дневник, с. 355].
В годы войны раскрылся поистине уникальный поэтический талант Н.Ф. Санькова. Составитель книги о земляке П.Д. Небылицин считает, что «до армии, до фронта он писал как бы для себя. А потом эти наблюдения понадобились, чтобы написать книгу. Человек будто прозрел на фронте. Писал он о своих фронтовых товарищах, о друзьях. Например, стихотворение «О комбате Колчине», о братской могиле. И даже среди всей этой войны, он не забывал о любви к женщине, к Родине, о подвигах русских солдат». Стихи Н.Ф. Саньков писал в свой блокнот, с которым не расставался до конца войны.
В его фронтовой лирике звучит не только сыновняя любовь к Родине, но и искренняя радость от встречи с подругой. Так в стихотворении «Любимой» он пишет:
«...Я предвещаю час заветной встречи,
Ты это можешь лишь одна понять.
И знаю, шаль, накинувши на плечи,
Меня ты выйдешь у ворот встречать».
О многом из того, что пришлось пережить, Никифор Фёдорович затем рассказывал в своих стихах.
Фронтовым друзьям
Отшумели годы боевые,
Отгремели жаркие бои,
Сбросив с плеч шинели фронтовые,
Мирно трудятся друзья мои…»
Таким образом, Великая Отечественная война оставила глубокий след в жизни и творчестве Никифора Фёдоровича Санькова. Попав на фронт и пройдя до конца войну, он с честью вынес все испытания и доказал этим свою верность Отечеству.

Послевоенный период жизни
Обучение в Высшем учебном заведении и творчество Н.Ф. Санькова в 50-е годы


После победы над врагом в самой жестокой войне в истории человечества, наша страна заново начала отстраиваться. Наступила пора налаживать мирную жизнь, восстанавливать города и сёла, получать образование.
В мае 1946 года, демобилизовавшись из Вооружённых сил, Никифор Фёдорович вернулся в родную деревню. Невероятно соскучившись по родным местам, молодой поэт с благоговением пишет такие строки:
«Край родной! Болота, топи,
Бурелом, кочкарник, лес…
Я прошёл по всей Европе,
Много видывал чудес…»
«За кусты рябины дикой,
За черёмуховый цвет,
За ромашку с повиликой
Мне не надо целый свет»
По воспоминаниям внука, «дед Никифор не расстался со стремлением к наукам, он как Ломоносов упорно смотрел в будущее, и ему хотелось продолжить своё обучение». С этой целью он покинул родной дом и переехал в Томск, где поступил в педагогический институт на историко-филологический факультет.
Его студенческие годы прошли в постоянном общении с интересными людьми, близкими ему самому по духу, в постоянном стремлении к творческой самореализации. Наиболее близкими друзьями до последнего курса института у Н.Ф. Санькова были Михаил Францев и Николай Анстроянский. О своих жарких дискуссиях на тему прочитанных стихов он пишет в своём послевоенном дневнике: «Вечерами бывает Миша. Мы с ним ломаем копья по вопросам литературы. И иногда так «углубляемся», что забываем, откуда мы начинали разговор, и о чём, собственно, мы спорили». [Дневник, с. 352]
Любил поспорить, Никифор Фёдорович, на литературную тему не только с друзьями. Некоторые записи дневника посвящены критике произведений отечественных писателей. Героями этих книг были простые люди, оказавшиеся в непростых жизненных обстоятельствах. По мнению Н.Ф. Санькова на таких произведениях как «Мартин Иден» Джека Лондона, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Как закалялась сталь» Николая Островского «учились, и будут учиться мужеству многие и многие поколения нашей молодёжи, учиться тому, как прожить жизнь, чтобы не мучала совесть за бесцельно прожитые годы». [Дневник, с. 354]
К поэтическому наследию Никифор относился с особым уважением и интересом, так как сам «серьёзно мечтал стать поэтом» [Дневник, с. 364]. В беседе с внуком Никифора Фёдоровича мы узнали, что «любил дед больше всего стихи Сергея Есенина, потому что он воспевал первозданную, крестьянскую Русь с её нравами. Воспевал природу, животных в своих произведениях. У него было полное собрание сочинений Есенина». Примером есенинской задушевности, трогательной любви по отношению к Родине можно считать стихотворение «Русь», написанное Никифором ещё во время войны.
Нет! Ни небо степей голубое,
Ни полей сиротливая грусть, - 
Что-то гордое, что-то большое
Я привык узнавать в тебе, Русь!
Широка ты, как море, безбрежна,
И лежишь средь бескрайних равнин.
Я люблю тебя страстно и нежно,
Как любить может только твой сын.
Во время обучения в институте, Никифор Фёдорович, будучи членом коммунистической партии, активно участвовал в общественной жизни ВУЗа, неоднократно брался за пропагандистскую работу, участвовал в совещаниях агитаторов. Однако, по его мнению, недоверие и «налёт» подозрительности по отношению к нему со стороны коллег, начальства и даже «соратников по перу» по-прежнему не давали  ему спокойно работать. Никифор Фёдорович в своих послевоенных дневниковых записях называет причину такого предвзятого отношения к себе. Он считает, что «…всё это из-за прошлого отца. Оказывается, война была недостаточной проверкой нашей преданности Родине. А ведь, казалось бы, где, как ни там, на полях сражений, лучше всего проверялась наша проба. И вот, теперь, выходит, что ты ещё недостаточно проверенный человек. Там доверяли оружие, а здесь не всем доверяют общественную работу». [Дневник, с. 354]
В словах, написанных поэтом ещё в молодости, чувствуется переживание личности, стремление быть услышанным и понятым. Характер Никифора Фёдоровича был испытан войной. Поэтому он стойко переносил недоверие и скептическое отношение к себе, зная цену своему слову.
Находясь в Томске, и иногда приезжая погостить к своим родителям в родное село Воронино-Пашня, он сожалел, что не имеет собственного жилья. А ведь к тому времени у него уже была собственная семья.
Именно тогда Никифор Фёдорович познакомился с Людмилой Андреевной Матросовой (1927 г.р.) – своей будущей супругой (Фото №2, Приложение 1). Она окончила педагогический институт в Абакане. Сообщения информаторов насчёт времени их знакомства противоречивы. По словам Д.С. Санькова «встретились они, непосредственно после того, как дед пришёл с войны и уже окончил учебное заведение – педагогический институт». Однако, по мнению П.Д. Небылицина – составителя сборника произведений Н.Ф. Санькова «Своё перо я прикрепил к штыку», возможно, их знакомство началось с совместной учёбы после войны.
По словам Петра Дмитриевича Небылицина – супруга Н.Ф. Санькова была «умной, красивой женщиной. Её отец – Матросов Андрей Павлович основал в Ужуре железнодорожную больницу, где работал фельдшером, а затем главным врачом. Во время войны там был тыловой госпиталь, где после ранения лечились фронтовики».
1 ноября 1949 года у них родился сын – Сергей (Фото №3, Приложение 1). Вот, как Никифор Фёдорович писал в дневнике о своём новорождённом сыне: «Растёт наш Серёжка. 1-го января отмечали его двухмесячный юбилей. Начинаем исчислять его бытие поцелуями. Когда-то будем считать годами? Долго! Медленно всё-таки растут ребятишки. Невольно позавидуешь низшим тварям. Возьми ягнёнка, только родился – и побежал! А здесь и трясись с ним целый год. Да не всякий ребёнок ещё и через год встанет на свои ноги. Но наш Серёжка должно быть до года побежит. Сообразительный малый». [Дневник, с. 350]
Последний год обучения Никифора Фёдоровича в институте отражён в дневниковых записях кратко. В ноябре 1950 года он пишет, что на почве разногласий с руководством литературного кружка, он «растерял почти всех друзей». [Дневник, с. 367]


Профессиональная и творческая деятельность Н.Ф. Санькова в зрелом возрасте и до ухода на пенсию


В 1951 году после окончания института, Н.Ф. Саньков с семьёй переехал в Ужур. По сведениям внука, в то время семья проживала в частном секторе в районе нынешнего военного городка (в то время ещё не существовал). Точное место жительства неизвестно. Уже позднее они проживали на станции по адресу – улица Железнодорожная, 21/3.
Свой профессиональный путь Никифор Фёдорович начал вместе с супругой, в средней школе №39 (ныне средняя общеобразовательная школа №6) в районе станции. Здесь в 1951 году он начал работать учителем русского языка и литературы, а Людмила Андреевна – учителем истории.
Учились тогда в деревянном одноэтажном здании начальной школы №51 (ныне начальная школа №6). Директором школы работал Ф.Я. Харламов. Кроме того, в то время здесь находился филиал школы №39, где обучалось четыре восьмых класса. Обучение происходило в две смены: с утра – школа №39, а после обеда – школа №51. В 1953 году школа №39 стала располагаться в новом кирпичном здании (Фото №1, Приложение 4), куда перешла часть педагогического коллектива школы.
По воспоминаниям Александра Григорьевича Марченко – бывшего ученика Никифора Фёдоровича, знакомство его 8 «Г» класса с новым учителем получилось удачным. Все учащиеся уважали его за умение донести материал, выслушать мнение ученика и дать правильный совет. Одним из них было любимое выражение Н.Ф. Санькова: «Богу – богово, кесарю – кесарево». Поэтому впоследствии, ученики уважительно прозвали своего учителя «Кесарем».
Внук Никифора Фёдоровича поделился с нами более поздними воспоминаниями о деде: «Дед очень много читал книг. И книги читал не художественные, а именно научные, документальные. Говорил на латыни, и мог на этом языке в совершенстве выразить любую мысль. Очень сильно увлекался историей своей Родины. Начитан был до безобразия. Можно было задать ему вопрос, и он мог на него легко найти ответ. В его комнате был шкаф. Там словарей и разной литературы очень много было. Постоянно, приходишь к нему, а он сидит с книгой».
10 марта 1956 года Н.Ф. Саньков получил свидетельство об окончании курсов повышения квалификации и стал работать в школе №39 в должности заведующего учебной частью. А.Г. Марченко – выпускник, а с октября 1959 года – учитель физкультуры этой школы, вспоминает о нём, как о требовательном руководителе, который ценил в людях ответственность и дисциплинированность.
Директором школы в это время работал В.К. Стреж. В 1964 году школа сменила номер, и стала школой №109. А в следующем году Никифор Фёдорович покинул коллектив, уже ставшей к тому времени для него родной, школы.
Последним местом работы для него стала школа №110 (здание бывшей школы №7 возле локомотивного депо). А.Г. Марченко сообщает, что сначала «его туда приняли воспитателем в группы продлённого дня. Некоторое время Никифор Фёдорович подрабатывал учителем истории в средней школе №1». До ухода на пенсию он трудился завучем средней школы №110.
В 1973 году после тяжёлой болезни рано ушла из жизни его любимая жена Людмила Андреевна. Ей было всего 46 лет. Тяжело переживая смерть близкого человека, он с болью и тоской о прошлом размышляет в стихах, посвящённых жене.
Сад усыпан жёлтой порошею.
Вот и встретились вновь с тобой.
Говори мне только хорошее
Про школу, про дом родной.
Не кляни, что такую участь
Нам на плечи пришлось принять.
Умолчи, как тоскуя и мучась,
Ждёт меня не дождётся мать.
Я устал. Я очень и очень
На житейском ветру продрог.
Расскажи мне лучше про осень,
Про раздолье осенних дорог.
Отдавая работе всего себя, мой земляк, поэт и фронтовик всегда оставался верным своему главному жизненному правилу: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Несмотря на занятость и недоверие к нему со стороны членов различных литературных объединений, он продолжал много работать. По словам, Дмитрия Сергеевича Санькова «он постоянно, либо за книгой сидел, либо на машинке печатал. Если приходили друзья, он их знакомил со своими произведениями. Он сам делал свои книги, у него на полках стояло несколько самодельных книг в твёрдом переплёте. Он давал друзьям почитать, а они их друг другу передавали». 
После выхода на заслуженный отдых Никифор Фёдорович переехал в 130-й квартал, где жил в своём домике (Фото №4, Приложение 1). «Под окнами дома, - вспоминает его внук, - с обеих сторон росла ранетка».
Особенно было интересно узнать о том, как они с отцом проводили время в гостях у деда: «С ним всегда интересно было пообщаться. У него всегда на столе стоял свежезаваренный чай. Чай он всегда пил из гранёного стакана с подстаканником. Если приходил к нему в гости человек, он сразу ставил ему стакан с чаем свежезаваренным и начинал беседовать. Два раза в неделю, мы стабильно ходили к деду в гости попить чаю, поговорить».
Однако, воспоминания об ушедших из жизни друзьях, преждевременной смерти жены не давали покоя Никифору Фёдоровичу. Эти переживания во много раз усилились со смертью сына, не дожившего до 45-летия, и умершего в январе 1994 года. К нему, ещё молодому, он обращается со следующими строками:
Век прожить – 
Не поле перейти.
Всего хлебнёшь:
И слякоти и дрожи.
Ну как не ошибиться
Как найти
Одну из тысячи
Тропинок и дорожек?..»
Наиболее прекрасные стихи Никифора Фёдоровича, по мнению всех моих  собеседников, посвящены природе любимых мест, сыновней любви и любви к женщине. Очень красиво звучат строки о любви к Родине:
Выйду в поле, в луга, за околицу,
Где синеет безбрежная Русь,
Где берёзки на солнце молятся – 
И родимой земле поклонюсь.
Расцелую её как милую,
Припаду к ней плакун-травой,
Встану там придорожной ивою,
Буду слушать дождей прибой.
В 1990-х годах он занялся написанием басен. Недавно Дмитрием Сергеевичем был найден рукописный сборник басен, в которых его дед критиковал тогдашнюю власть в стране.
Стихи Никифора Фёдоровича публиковались в разные годы в районных газетах «Сибирский хлебороб» и «Орджоникидзевский рабочий» (Хакасия). Но при жизни Никифор Фёдорович так и не увидел полноценных публикаций своих трудов.
В ранее упомянутой статье в районной газете «Сибирский Хлебороб» П.Д. Небылицин пишет: «Он применял все технические достижения поэта: поэма, экспромт, эпиграмма. Уже больным и старым человеком, предчувствуя смерть, Н.Ф. Саньков, сдал в профсоюзную библиотеку в 1992 году четыре тома своих машинописных рукописных работ с надеждой, что кто-нибудь, когда-нибудь прочтёт…». Боязнь быть непонятым сквозит во многих строчках поэта:
«О! Как хотел бы я, чтобы на книжной полке,
Был скромный томик и моих стихов…»
Ушёл из жизни поэт, учитель и гражданин Никифор Фёдорович Саньков в 2001 году. Похоронен он в Ужуре на старом кладбище, на станции. На его могиле стоит обычный гранитный памятник, как ветерану Великой Отечественной войны.
На наш взгляд – он талантливый поэт, прославивший в стихах места, где родился, рос и жил, как и обычный гражданин, знал и любил всю Россию. Поэтому, понимать и уважать его творчество так же важно, как трудиться и строить будущее на родной земле. Об этом говорят отзывы, оставленные в книге «Своё перо я прикрепил к штыку», людьми, которые знали Никифора Фёдоровича лично. Это ученики, коллеги по работе, творческие люди района: Александр Григорьевич Марченко (Фото №2, Приложение 4); Тамара Николаевна Ященко (Фото №3, Приложение 4, Копия документа №2, Приложение 5); Николай Александрович Нартов (Приложение 5, Копия документа №3); Галина Александровна Пясецкая; Пётр Дмитриевич Небылицин.


Заключение


Приступая к исследованию выбранной темы, мы поставили перед собой цель: описание профессиональной деятельности и творчества моего земляка Никифора Фёдоровича Санькова – участника Великой Отечественной войны, учителя и поэта. Считаю, что с поставленной целью нам удалось справиться частично, по двум причинам.
Во-первых, описание детства Н.Ф. Санькова и его студенческих лет приведено нами на основе воспоминаний и дневника поэта, так как отсутствуют документы, относящиеся к этому периоду его жизни;
Во-вторых, не все сведения информаторов о Н.Ф. Санькове можно считать абсолютно точными, так как их мнения по некоторым вопросам не всегда совпадают.
Работая над поставленной целью исследования, мы получили следующие результаты:
1)    Запланированы сроки проведения интервью и составлен список информаторов по выбранной теме: 
•    Дмитрий Сергеевич Саньков – внук Никифора Фёдоровича Санькова;
•    Александр Григорьевич Марченко – ученик и коллега Никифора Фёдоровича Санькова; директор средней школы №6 (с 1969 по 1987 годы);
•    Пётр Дмитриевич Небылицин – поэт; член литературного объединения «Ужурские зори»; человек, который знал Никифора Фёдоровича Санькова лично и составил сборник его произведений «Своё перо я прикрепил к штыку!»;
•    Галина Александровна Пясецкая – ученица Никифора Фёдоровича Санькова; руководитель Ужурского краеведческого музея Центра дополнительного образования.
    Все информаторы проживают в городе Ужур – районном центре Ужурского района.
2)    Составлены паспорт интервью и опросные листы.
Вопросы интервью были составлены на основе сведений семейного архива Никифора Фёдоровича Санькова, которые были переданы на вечное хранение в краеведческий музей ЦДО в июле 2013 года (см. список материалов архива музея).
3)    Проведены интервью с информаторами; собраны сведения, которые были обработаны и изучены с помощью методов наблюдения и конспектирования.
Дмитрий Сергеевич Саньков рассказал о фактах, связанных с жизнью и творчеством деда, известных ему со слов самого Никифора Фёдоровича, а так же со слов сестры дедушки – Татьяны Фёдоровны.
Александр Григорьевич Марченко поделился информацией о знакомстве с Никифором Фёдоровичем Саньковым и их совместном труде в средней школе №39.
Пётр Дмитриевич Небылицин беседовал с нами о творчестве и близких людях Никифора Фёдоровича Санькова;
Галина Александровна Пясецкая информировала нас о труде Никифора Фёдоровича в средней школе №1 учителем истории в их классе.
4)    Обработанные материалы интервью и документы были систематизированы и отдельно проанализированы. Информация, которая была записана на цифровые аудио- и видео носители была переведена в текст. Полученный материал был собран воедино и разделён на этапы описания жизненного пути Никифора Фёдоровича Санькова:
•    Детство и ранние годы жизни;
•    Фронтовая биография Н.Ф. Санькова и творчество в годы войны;
•    Жизнь и творчество в годы обучения в ВУЗе;
•    Жизнь и творчество Н.Ф. Санькова в годы работы и после ухода на пенсию.
5)    Изучено поэтическое творчество Н.Ф. Санькова по машинописным и самодельным автором книгам (3 книги) и подобраны его стихи для включения в работу. В этом нам оказали помощь Пётр Дмитриевич Небылицин и Дмитрий Сергеевич Саньков. Они назвали главные темы в творчестве поэта и посоветовали выбрать несколько его стихотворений, наиболее поучительных для читателя. Кроме того мы сами выбрали несколько стихотворений Н.Ф. Санькова. В этом мы основывались на опыте, полученном в ходе интервью.
Изучив профессиональную и творческую биографию Никифора Фёдоровича Санькова, мы можем сказать, опираясь на рассказ его внука, что большую роль в формировании его поэтического дара сыграла природа родных мест. Богатое творческое наследие поэтов XIX – начала XX века (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина и др.) так же повлияло на его стремление к творческой самореализации. Его безграничная любовь к Родине была «впитана с молоком матери» и прошла испытание войной. Этого достаточно для того, чтобы всем, кто прочтёт его поэмы, стихи и рассказы, научиться ценить свой родной край, уважать и чтить память людей, посвятивших ему жизнь.
Я многое узнала о Никифоре Фёдоровиче. В первую очередь то, что он на протяжении всей своей жизни занимался воспитанием подрастающего поколения. Не только как учитель, но и через свои стихи он пытался донести до читателя любовь к прекрасному, к природе, к своим близким. Своими стихами о войне он призывал нас не забывать эти страницы нашей истории, а главное помнить о том, что мирная жизнь обеспечена ценой жизни солдат, павших на полях сражений.


Список используемых источников
Список материалов архива краеведческого музея


1.    Дневник Н.Ф. Санькова. 1950 год.
2.    Н.Ф. Саньков. Сборник стихов «Четыре времени года», г. Ужур (машинописная самодельная книга).
3.    Н.Ф. Саньков. Стихотворения разных лет, г. Ужур (машинописная самодельная книга).
4.    Н.Ф. Саньков. Стихотворения. 1987 год, г. Ужур (машинописная самодельная книга).
5.    Н.Ф. Саньков. Стихотворения разных лет, г. Ужур (папка).
6.    Н.Ф. Саньков. Стихотворения разных лет. Фронт – Томск – Ужур (папка).
7.    Н.Ф. Саньков. Стихотворения и поэмы (1968 – 1973), г. Ужур (папка).
8.    Статья «Свет памяти» в районной газете «Сибирский хлебороб» от 08.08.2013 за №33.


Информаторы


1.    Саньков Дмитрий Сергеевич – внук Никифора Фёдоровича Санькова.
2.    Марченко Александр Григорьевич – ученик и коллега Н.Ф. Санькова; бывший директор средней школы №6.
3.    Небылицин Пётр Дмитриевич – составитель книги стихов Н.Ф. Санькова «Своё перо я прикрепил к штыку». -->

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Архив записей
Наши партнеры:












МБОУ ДО "Ужурский ЦДО" © 2024

счетчик посещений